пятница, 8 февраля 2013 г.

Мухаммед и Кришна: сходства и различия


Сходства

Оба эти учителя человечества принимали достаточно деятельное участие в общественной жизни той общности людей в которой жили, также вмешивались в жизнь окружающих племен. Мухаммед был и политиком, и командующим войском, требовал участия в военных действиях против неверных [2, 9:29]. Оба оставили людям законы для жизни в обществе. Мухаммед дал важнейшие государственные законы, касающиеся ведения войны [2, 8:16], наказания за преступления [2, 5:42], регламентировал имущественные отношения, в частности наследование [2, 4:12]. Кришна установил кастовый порядок [3, 4:13], его поддержание является одной из важных целей его пришествия на Землю. Согласно ему, уровень высших каст, то есть брахманов и кшатриев, на должен опускаться до уровня нижестоящих замкнутых групп. Кришна, как и Мухаммед, призывал к войне для выполнения своего долга [3, 2:31]. Это говорит, что они обращали внимание на мирскую жизнь, придавали ей, все-таки, достаточно важное значение.
Немаловажное значение оба придают и вере, однако Мухаммед придает правильности веры много большее значение. Это связано со строгим единобожием.
Аллах для мусульман есть Творец и Владыка всего мира, всякой вещи [2, 39:63]. Кришна также есть первоисточник всего [3, 10:8].
Очень характерное совпадение состоит в том, что оба считают, что земная жизнь – забава [2, 29:64]. Кришна также часто называл ее игрой, то есть чем-то не совсем реальным, не подлинным.
Будущее уже известно Всевышнему. Такие утверждения делали оба проповедника, что привело некоторых их последователей к вере в жесткое предопределение, строгий детерминизм всего происходящего, что, разумеется ставит под вопрос саму нравственность [2, 22-75; 3, 7:26]. Однако эта мысль ни тем, ни другим до конца не проводится.
Аллах и Кришна могут проявлять хитрость. То есть, вводить в заблуждение, обманывать. Аллах запутывает недостойных, грешников. Кришна, скорее имеет в виду их благо в будущей жизни, поскольку даже некоторые убитые им враги, благодаря тому, что думали о нем, обрели хорошую посмертную участь.
Рай представлен в проповедях Мухаммеда очень яркими образами, спасенным обещаны райские наслаждения [2, 47:16]. Кришна обещал своим преданным достижение высшего блаженства. Хотя, это имеет определенное отличие от чувств людей, которые живут на Земле. Те чувства более тонкие и чистые. Истории из земной жизни Кришны достаточно эмоционально на­сыщенны, загробная жизнь его последователей представляется аналогичной тем историям преданных.
Есть немало общего между ними в плане этических требований, суть того идеального состояния до которого требуется дойти имеет довольно существенные сходства. Они осуждают гордость, зависть и гнев, проповедуют воздержание, а также терпение по отношению к окружающим людям.

Различия

Хотя и существуют определенные сходства в учениях Мухаммеда и Кришны, есть более глубокие различия между ними.
Если Мухаммед выступал за строгое единобожие считал абсолютно недопустимым “придавать Аллаху сотоварищей”, то Кришна, хотя и позиционирует себя как первоисточник, но допускает поклонение другим Богам, ведь он – истинное Я всех живых существ. Как уже отмечалось выше, существует лишь некоторая тенденция к монотеизму в этой религии.
Различается отношение к окружающему миру. Поскольку Кришна есть во всем, то имеет место в определенной мере обожествление природы и окружающего мира. С этим связаны очень образные игры Господа Кришны и возможность поклонения ему через животных. В Коране практически весь его объем занят взаимоотношениями Аллаха и людей, иногда ангелов и демонов, природе и животным практически не уделено никакого внимания.
Согласно Мухаммеду, Аллах достаточно четко разграничивает добро и зло, при этом “сбивание с пути” не рассматривается как зло, ибо Аллах “милостивый, милосердный”, и сбивает он лишь “людей распутных”. Нигде в Коране в явном виде идея об относительности добра и зла не поднимается. Напротив, Кришна сам является абсолютом. Он источник добра и зла. Согласно Шримад Бхагаватам [4; c.111-112], различия между добром и злом “не являются абсолютными”, они нужны для поддержания общественных устоев, представления о добре создают привязанность, далее ведут к ссоре и гневу, то есть становятся причиной зла.
Существенно различается видение истории человечества и Вселенной, а также жизни человека. Как уже отмечалось выше, исторический процесс, согласно Кришне, имеет циклический характер, а человек может иметь много перевоплощений. Все это противоречит учению Мухаммеда. Согласно Кришне, мир – иллюзия, проекция своего я. Мухаммед не разделяет такой взгляд, однако и он считает земной мир лишь подготовкой к миру загробному. Нет в Коране и представлений, что Аллах представляет собой истинное Я других существ. Таким образом, концепции человека существенно различаются.
Есть глубокая разница в этических требованиях: Кришна делает акцент именно на безучастном отношении к окружающим, однако также подчеркивает важность выполнения долга.


Библиография

  1. Новый Завет на русском языке. Синодальный перевод.http://files.jesus.pp.ru/Novii-Zavet-na-russkom-yazike.zip
  2. Коран. Перевод смыслов И. Ю. Крачковского. http://tululu.ru/txt.php?id=53490
  3. Бхагавад-Гита. Перевод С.М. Неаполитанского.  http://scriptures.ru/bh_gita.htm
  4. Мистерии Бхагаваты Пураны (Песни 1-12). Неаполитанский С.М. – СПб.: “Институт практической метафизики”, 2001. - 432 с. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий