Сходства
Идеи этих
учителей человечества легли в основу
соответствующих мировых религий.
Сходства отражают их религиозную
сущность, а также общие истоки их
воззрений. Древнееврейские религиозные
книги стали для них той базой, исходя
из которой, развивая, а иногда критикуя
которые, были созданы новые учения.
Мухаммед также учитывал содержание
Евангелий.
И тот и другой
проповедовали единобожие. Оба они учили
смирению и покорности. Иисус говорил,
что, если кто желает быть самым главным,
то пусть будет всем слугой. Мухаммед
учил не превозноситься, осуждал гордость.
И тот и другой,
обещают уверовавшим вечное пребывание
в раю, а неверным – адские мучения в
геенне огненной. При этом, их отношение
к инаковерующим весьма критическое.
Иисус говорит о том, что, те, кто не с
ним, против него. И невозможна настоящая
духовная жизнь без веры в него. Так, он
сравнивает себя с лозой, а верующих с
ветвями. Ветви, которые не на этой лозе
засохнут и будут ввергнуты в огонь.
Мухаммед также сообщает о мучительном
наказании для тех, кто не принял Коран
в качестве божественного откровения.
Таким образом, оба утверждают необходимость
единственно правильной их собственной
веры.
Активная
деятельность на благо людей и религии
является общей чертой этих учений. Оба
заповедали своим последователям
проповедничество и благотворительность.
Кроме того,
молитва как необходимое условие настоящей
духовной жизни, и как метод совершенствования
души присуща обоим учениям. Молитва,
особенно если это просьба, выражает
отсутствие самодостаточности, зависимость
от чего-то внешнего. Молитва также есть
выражение чувства, которое направлено
на внешний объект. Это само по себе
способствует усилению эмоциональной
зависимости от окружающих людей. “Плачьте
с плачущими, радуйтесь с радующимися”,
сказано последователем Иисуса [1,
Рим. 12:15].
Оба учения
принижают ценность земной жизни человека,
ее смысл сводится к выполнению задач
религии, а также в достижении определенного
нравственного уровня. Так, Мухаммед [2,
2:90] критически отзывается о “жадных”
до земной жизни, а Иисус считал, что “нет
любви большей, если кто душу свою положит
за друзей своих” [1, Ин. 15:13]. Здешняя
жизнь, лишь “забава и игра” [2, 29:64]. Блага
земной жизни не имеют особого значения
по сравнению с возможностью вечной
жизни в раю [2, 43:34]. Иисус относится к
привязанности к мирским вещам, в
частности к имуществу, более категорично:
если какая-либо
вещь мешает, “соблазняет”, то лучше
потерять ее, но войти в Царствие Небесное
[1, Мф. 18:8]. Кроме того, для того, чтобы
быть совершенным, Иисус призыает молодого
человека продать имущество [1, Мф. 19:21].
В этом проявляется не только требование
отречения от мирских благ, но и ослабление
тенденции к внутреннему совершенствованию.
Проявить терпение, удерживать себя от
дурных мыслей, имея богатство или другой
предмет соблазна, было бы гораздо более
нравственно.
Коран призывает
жертвовать своей жизнью на пути Аллаха.
Мухаммед критически отзывается о “жадных
до жизни людях” [2, 2:90]. Во время военных
действий обращение отряда в тыл, карается
гееной огненной [2, 8:16]. Аллах призывает
верующих участвовать в сражениях, и
обещает наказание за трусость и
нерешительность [2, 9:29; 2, 9:39]. Иисус также
говорит о самопожертвовании: кто положит
“душу” свою за друзей, тот проявит
наивысшую любовь [1, Ин. 15:13], кроме того,
“потерявший душу” ради Иисуса, сбережет
ее [1, Мф. 10:39].
Гордость часто
порицается в Евангелии и Коране. Так,
“Аллах не любит гордецов” [2, 31:17]. Все
что просходит хорошего и дурного,
происходит по воле Аллаха, поэтому нет
причины печалиться или гордиться [2,
57:23]. Иисус выступает против желания
превозноситься, если оно есть, то его
надо устранять, действуя противоположным
образом [1, Мф. 20:26]. Бог унизит тех, кто
себя возвышает [1, Лк. 18:14; 1, Лк. 1:52].
Хвастовство,
искание людской славы также осуждается
этими учителями человечества. Аллах не
любит хвастливых [2, 4:40]. А Иисус запрещает
рассказывать о своих добрых делах с
целью возвышения себя, при этом он
затрагивает принцип эквивалентного
обмена: кто уже получил награду от людей,
не получит ее от Бога [1, Мф 6:2].
Прощать грехи
людям есть важная часть проповеди
Иисуса. Он высказал мысль о связи милости
Бога к согрешившим людям и их собственного
милосердия к тем, кто сделал зло против
них [1, Мф 6:12]. Эта мысль полностью совпадает
с аналогичным требованием в Коране [2,
24:22].
Терпение
высоко ценят как Иисус, так и Мухаммед.
В Коране терпеливым обещаны мир и награда
[2, 25:75]. Иисус считал это качество важным
для спасения души.
Оба проповедника,
согласно дошедшим до нас текстам, весьма
негативно отзывались об инаковерующих.
Следование своим учениям считали
безусловным добром, отклонение от них
– безусловным злом. Зло и добро в их
интерпретации резко противопоставлены
друг другу. Бог представляется
олицетворением абсолютного добра и
высшей справедливости. Концепции ада
и рая подчеркивают такое разделение.
Неправильная вера, несоблюдение
требований к верующему ведет в геенну
огненную. Единобожие само по себе также
не способствует плюрализму мнений.
История
линейна, согласно мысли Иисуса и
Мухаммеда: она движется от творения
людей до всеобщего воскресения и суда.
Оба проповедника выступали против
идолопоклонства и почитания сил природы,
что способствовало выделению из нее
человека и дальнейшему отчуждению от
нее. Эти учения сравнительно высоко
оценивают жизнь человека, несмотря на
призыв жертвовать ей на пути Бога, так
Иисус плакал, узнав о смерти Лазаря [1,
Ин.11:35], а Мухаммед говорил, что Аллах
никогда не простит умышленного убийства
верующего [2, 4:95].
Различия
Несмотря на существенные сходства,
в их учениях есть и важные различия.
Коран требует участия в сражениях
за веру [2, 2:186]. Учитывая необходимость
построения исламского государства,
любое нападение на него должно отражаться
верующими.
Мухаммед, в отличие от Иисуса,
требует от верующих участия в религиозной
войне [2, 2:186]. Прямого указания воевать
Иисус не давал. Сторонники обратного
утверждения приводят слова из Евангелия
о том, что жертва своей жизни ради других
есть проявление самой большой любви
[1, Ин. 15:13]. Однако, здесь ничего не сказано
ни о причинении вреда другим людям, ни
об участии в войнах. Возможно, имеется
в виду оказание помощи с риском для
собственной жизни при несчастных случаях
и стихийных бедствиях. Иисус не отрицал
в явном виде профессию военного, он
заповедал воинам никого не обижать [1,
Лк. 3:14], что можно трактовать по-разному,
например как завуалированное осуждение
их профессии. Однако, учитывая
сосредоточенность Иисуса именно на
вопросах нравственности более вероятно
предположить его уход от оценки этого
вопроса. Согласно Корану [2, 2:187], соблазн
неправильной верой и непослушанием
религиозной власти хуже убийства.
Важным различием является
требование фактически насильственного
распространения ислама. Так, Коран [2,
8:40] предписывает сражаться до тех пор,
пока ислам не вытеснит все другие
религии. При этом [2, 9:29] требует вести
войну с теми, кто не подчиняется “религии
истинной”, специально оговаривается,
что это касается обладателей Писания,
то есть иудеев и христиан. Существуют
и другие высказывания из Корана, в
которых предписывается быть яростными
и жестокими с неверными [2, 66:9; 2, 48:29],
убивать их и захватывать в плен [2, 47:4].
Иисус, напротив, ответил отказом на
просьбу его ученика низвести огонь с
неба для наказания неуверовавших
[1, Лк. 9, 52:56].
Если Иисус был только религиозным
лидером, то Мухаммед был также военным
и религиозным лидером. Религия, которую
проповедовал Мухаммед, в отличие от
того, что передавал Иисус, содержит
государственные законы. Они регламентируют
вопросы войны, наказания за убийство,
воровство, прелюбодеяние и лжесвидетельство,
а также наследование и распределение
военной добычи. Коран разрешает торговлю,
но запрещает давать в долг под проценты
[2, 2:276], требует быть честными в делах.
Согласно Евангелиям, за 3 года своего
проповедования, Иисус практически не
касался вопросов государственного
законодательства. Это ясно говорит о
том, что он считал приоритетным именно
совершенствование человеческого сердца
и отношений между людьми, а не формы
коллективной организации людей. Такая
расстановка приоритетов лежит в основе
и современной европейской цивилизации.
Неодинаково их понимание рая:
Коран обещает помилованным верующим
реки из вина и молока [2, 47:16], а также
супружескую жизнь там [2, 2:23]. Иисус,
напротив, не говорит о райских наслаждениях,
уподобляя их мирским удовольствиям.
Согласно ему, после воскресения, в брак
вступать не будут, более того, люди будут
жить подобно небесным ангелам [1, Мк.
12:25]. Это говорит о том, что основатель
ислама снисходительнее, чем Иисус
относился к стремлениям людей получать
чувственные удовольствия. Различаются
и их требования к браку: Иисус запретил
вступать в брак повторно [1, Мф. 5:32],
Мухаммед разрешил иметь до 4 жен [2, 4:3],
не считая захваченных в плен, развод
также разрешен [2, 65:1].
Аллах вводит в заблуждение тех,
кого пожелает [2, 6:39], кроме того
“Аллах – лучший из ухищряющихся” [2,
8:30].
Если Иисус учит обращаться в
молитве к Богу как к Отцу и называет
своих учеников друзьями [1, Ин. 15:14], то
Мухаммед называет себя и верующих лишь
рабами [1, 19:94]. Кроме того, Коран содержит
весьма много воззваний ”побояться
Аллаха”, в Евангелиях нет призывов
бояться Бога, хотя есть угроза геенны
огненной.
Библиография
- Новый Завет на русском языке. Синодальный перевод.http://files.jesus.pp.ru/Novii-Zavet-na-russkom-yazike.zip
- Коран. Перевод смыслов И. Ю. Крачковского. http://tululu.ru/txt.php?id=53490
- Бхагавад-Гита. Перевод С.М. Неаполитанского. http://scriptures.ru/bh_gita.htm
- Мистерии Бхагаваты Пураны (Песни 1-12). Неаполитанский С.М. – СПб.: “Институт практической метафизики”, 2001. - 432 с.
Неправду глаголите.Во первых Иисус не отменял Закона.А Закон это почти что копия Корана.Во вторых в Евангелиях написано про то, что Бога бояться надо..
ОтветитьУдалить