пятница, 8 февраля 2013 г.

Иисус и Кришна: сходства и различия

Сходства

Эти учителя человечества, как будет показано далее, оставили своим последователям существенно различающиеся религиозные системы. Однако существуют между ними и достаточно важные сходства.
Иисус и Кришна, согласно священным текстам, предстали перед людьми как Бог в образе человека. Хотя, в случае с Кришной надо учитывать, что реально единство, а не индивидуальные различие[4, c.110], следовательно, боговоплощение Кришны есть элемент своего рода игры.
Оба позиционировали себя как единственный источник вечного спасения. Хотя, Кришна, не подвергал жесткой критике другие религии и методы поклонения. Однако, те, кто обрел освобождение через других Богов, не достигают наивысшей сферы, и должны, спустя продолжительное время перерождаться снова[3, 8:15-16]. Именно поэтому, можно говорить о некоторой тенденции к монотеизму в индуизме, религии, включающей в себя культы разным Богам и Полубогам.
Любовь к Богу есть очень существенная черта, которая объединяет эти вероучения. Непосредственное чувство любви ценится Кришной больше, чем выполнение предписаний [4, c.103]. Это очень созвучно евангельской проповеди Иисуса, с ее критикой формального соблюдения предписаний.
Как Иисус, так и Кришна утверждают приоритет активной деятельности. Согласно [3, 3:8], деяние следует предпочитать недеянию, хотя и недеяние во имя Бога приветствуется [3, 5:2]. Требование быть в Боге также сближает эти учения. Так Иисус категорично требует пребывать в нем [1, Ин. 15:4-6]. Согласно учению Кришны, преданные ему могут в него войти [3, 11:54]. Он и есть подлинное Я всех живых существ [4, c.101], они как бы пребывают в нем, но Кришна не пребывает в них[3, 9:6]. Однако, вместе с тем утверждается прямо противоположное [3, 9:5]. Настоящая, самая полная жизнь в Боге, то есть вхождение в него, достигается лишь в результате преданности ему [3, 11:54].
Много общего существует у них в плане этических требований. Свобода от гордости [3, 15:5] есть признак человека с божественной природой [3, 16:3], отсутствие зависти [3, 16:3] и гнева, сострадание, отсутствие алчности, скромность, терпеливость, непричинение зла, отсутствие ненависти и похоти, запрет воровства, отречение от богатства и удовольствий, против пристрастия к мирской славе. Также Кришна позитивно оценивает безбрачие как один из вариантов преданного служения. Характерна и критика привязанности к родственникам. Вере также придается очень важное значение [3, 17:3]. Она в значительной степени составляет самого человека.
Оба подчеркивают значение веры. В Евангелиях сказано, что Иисус исцелял именно по вере. Человек читающий с верой рассказы о нем, становится свободным от грехов[3, 10:25]. Вера имеет такое значение, потому что она является необходимым условием преданности и любви к Богу, руководящие принципы совершенствования в религии также основаны на вере.
Важным сходством также можно считать обещание помощи в повседневных нуждах. Поиск внешней помощи весьма характерен для христианского мировоззрения. Учение Кришны также говорит о различных божествах и полубогах, к которым возносят молитвы и совершают приношения [4, c. 32].

 Различия

Иисус утверждал свое единство с Богом Отцом, он не признавал наличия других Богов. Хотя и Кришна указывал на свою исключительность, однако он считает допустимым поклонение другим Богам. Если он, все пронизывающий собой Абсолют, истинное Я всех существ, то, в связи с подобной трактовкой индивидуальности, острота вопроса почитания других Богов действительно снимается.
У них очень разное отношение к окружающей среде. Если Кришна пребывает во всем, то природа и животные также божественны. Отсюда становится возможным культ коров, поклонение и подношение холмам. Иисуса интересует сердце человека и отношение к Богу и людям. Окружающий мир выглядит испорченным, человек несравненно выше обитателей природы.
Кришна многократно приходил на землю в различных воплощениях, миссия Иисуса была однократной. Реинкарнация избавляет человека от гиперответственности за проживаемую жизнь. С другой стороны, вечное наказание за ограниченный период жизни трудно считать справедливым. Мировая история, согласно учению Кришны, циклически повторяется: эволюция и инволюция Вселенной чередуются постоянно, также сменяют друг друга кальпы.
Как уже было сказано, любовь к Богу есть очень важный объединяющий признак этих учений. Однако различие этой любви очень существенно. Это чувство к Кришне может быть экстатическим. Фактически преданный ему переносит все свои чувственные привязанности на один объект – Бога. Последователь Кришны может даже выглядеть как человек, сшедший с ума. В преданном служении можно себя не контролировать.
Внутренняя удовлетворенность, безразличие к страданиям других живых существ и к своим собственным, есть характерная особенность проповеди Кришны. Иисус плакал об умершем Лазаре, хотя, конечно, земная жизнь с точки зрения обоих учителей человечества очень напоминает странничество. Иисус подчеркивает необходимость помощи нуждающимся, в том числе материальной помощи. Кришна не делает акцента на этом.
Жизнь человека, согласно Кришне, скорее игра по имеющемуся сценарию (что перекликается с учением о кастах), с точки зрения Иисуса она представляет собой ответственной испытание.
Кришна, в отличие от Иисуса, убивал врагов и принимал участие в военной и политической жизни общества в котором жил. За три года публичной проповеди Иисус практически не затрагивал вопросы государственного устройства, он никак не вмешивался в государственные дела: не поддерживал и не критиковал их. Порядок, предусматривающий разделение на касты, согласно Бхагавад Гите, был создан самим Кришной, как верховной личностью. Одна из его важных задач – поддерживать такое разграничение людей. Он приписывает самые дурные качества тем, кто не принадлежит ни к одной касте.
Если Иисус – Бог добра, то Кришна выступает как абсолют, являющийся источником как добра, так и зла. Добро и зло в последнем случае носят относительный характер. Для спасения важно думать о Кришне, причем не так важно с любовью или с ненавистью. Согласно Бхагавад Гите, различия между добром и злом надуманны. Так, Кришна обманывает врагов с целью их убийства, руководствуясь при этом в том числе и их посмертным благом. Кришна совершал поступки, которые можно оценить как безнравственные, например мелкое воровство, обман, развлечение с чужими женами и кража одежды у них. Однако, сам он при этом оставался невозмутимым и неизменныи. Комментаторы считают, что такими действиями он старался привлечь последователей, пытаясь быть понятным им.
Страсть, страх и смерть также имеют первоисток в Кришне. Кроме того, он есть азартная игра среди обманывающих. Такого рода дурные качества Иисус с собой никак не связывал. Они в христианской традиции имеют исток в неправильно направленной воле падших ангелов и людей. Добро, с точки зрения Кришны состоит в преданности ему (возможно поклонение через других существ, учитывая, что Кришна – подлинное Я других существ) и следование долгу, связанному с принадлежностью к касте. В действительности, согласно Кришне, существует лишь единство, любые различия иллюзорны. Однако, это не означает абсолютно полного отсутствия индивидуальности. Так, в Шримад Бхагаватам говорится, что умерший оказался в теле Кришны. Хотя другие существа и находятся в нем, но сам Кришна не существует в них. Но он их истинное, высшее Я. Также сказано, что другие существа пребывают в нем, но одновременно и не пребывают в нем. Возможно, это оставляет некоторую возможность для существования индивидуальности. Человеку лишь кажется, что он сам совершает действия, это, согласно Кришне, проявление иллюзии, заблуждения. В этом есть глубокие антропологические расхождения между учениями Иисуса и Кришны. Мир, согласно Кришне, нереален, он есть лишь проекция человеческого ума. В этом можно усмотреть элементы субъективизма, но, более вероятно, что мир иллюзорен, потому что любые различия нереальны.



Библиография

  1. Новый Завет на русском языке. Синодальный перевод.http://files.jesus.pp.ru/Novii-Zavet-na-russkom-yazike.zip
  2. Коран. Перевод смыслов И. Ю. Крачковского. http://tululu.ru/txt.php?id=53490
  3. Бхагавад-Гита. Перевод С.М. Неаполитанского.  http://scriptures.ru/bh_gita.htm
  4. Мистерии Бхагаваты Пураны (Песни 1-12). Неаполитанский С.М. – СПб.: “Институт практической метафизики”, 2001. - 432 с. 

1 комментарий:

  1. Все кажущиеся различия между учением Кришны, Будды или Христа на самом деле не существуют. Это как Конституции различных цивилизованных стран- в разных терминах, формах и традициях своего времени они провозглашают основополагающие принципы организации справедливого общества. Все аватары давали знания для освобождения человека от страданий ( достижения Царства Божьего).

    ОтветитьУдалить