Сходства
Эти учителя человечества, как
будет показано далее, оставили своим
последователям существенно различающиеся
религиозные системы. Однако существуют
между ними и достаточно важные сходства.
Иисус и Кришна, согласно священным
текстам, предстали перед людьми как Бог
в образе человека. Хотя, в случае с
Кришной надо учитывать, что реально
единство, а не индивидуальные различие[4,
c.110], следовательно, боговоплощение
Кришны есть элемент своего рода игры.
Оба позиционировали себя как
единственный источник вечного спасения.
Хотя, Кришна, не подвергал жесткой
критике другие религии и методы
поклонения. Однако, те, кто обрел
освобождение через других Богов, не
достигают наивысшей сферы, и должны,
спустя продолжительное время перерождаться
снова[3, 8:15-16]. Именно поэтому, можно
говорить о некоторой тенденции к
монотеизму в индуизме, религии, включающей
в себя культы разным Богам и Полубогам.
Любовь к Богу есть очень
существенная черта, которая объединяет
эти вероучения. Непосредственное чувство
любви ценится Кришной больше, чем
выполнение предписаний [4, c.103]. Это очень
созвучно евангельской проповеди Иисуса,
с ее критикой формального соблюдения
предписаний.
Как Иисус, так и Кришна утверждают
приоритет активной деятельности.
Согласно [3, 3:8], деяние следует предпочитать
недеянию, хотя и недеяние во имя Бога
приветствуется [3, 5:2]. Требование быть
в Боге также сближает эти учения. Так
Иисус категорично требует пребывать в
нем [1, Ин. 15:4-6]. Согласно учению Кришны,
преданные ему могут в него войти [3,
11:54]. Он и есть подлинное Я всех живых
существ [4, c.101], они как бы пребывают в
нем, но Кришна не пребывает в них[3, 9:6].
Однако, вместе с тем утверждается прямо
противоположное [3, 9:5]. Настоящая, самая
полная жизнь в Боге, то есть вхождение
в него, достигается лишь в результате
преданности ему [3, 11:54].
Много общего существует у них в
плане этических требований. Свобода от
гордости [3, 15:5] есть признак человека с
божественной природой [3, 16:3], отсутствие
зависти [3, 16:3] и гнева, сострадание,
отсутствие алчности, скромность,
терпеливость, непричинение зла, отсутствие
ненависти и похоти, запрет воровства,
отречение от богатства и удовольствий,
против пристрастия к мирской славе.
Также Кришна позитивно оценивает
безбрачие как один из вариантов преданного
служения. Характерна и критика
привязанности к родственникам. Вере
также придается очень важное значение
[3, 17:3]. Она в значительной степени
составляет самого человека.
Оба подчеркивают значение веры.
В Евангелиях сказано, что Иисус исцелял
именно по вере. Человек читающий с верой
рассказы о нем, становится свободным
от грехов[3, 10:25]. Вера имеет такое значение,
потому что она является необходимым
условием преданности и любви к Богу,
руководящие принципы совершенствования
в религии также основаны на вере.
Важным сходством также можно
считать обещание помощи в повседневных
нуждах. Поиск внешней помощи весьма
характерен для христианского мировоззрения.
Учение Кришны также говорит о различных
божествах и полубогах, к которым возносят
молитвы и совершают приношения [4, c. 32].
Различия
Иисус утверждал свое единство
с Богом Отцом, он не признавал наличия
других Богов. Хотя и Кришна указывал на
свою исключительность, однако он считает
допустимым поклонение другим Богам.
Если он, все пронизывающий собой Абсолют,
истинное Я всех существ, то, в связи с
подобной трактовкой индивидуальности,
острота вопроса почитания других Богов
действительно снимается.
У них очень разное отношение к
окружающей среде. Если Кришна пребывает
во всем, то природа и животные также
божественны. Отсюда становится возможным
культ коров, поклонение и подношение
холмам. Иисуса интересует сердце человека
и отношение к Богу и людям. Окружающий
мир выглядит испорченным, человек
несравненно выше обитателей природы.
Кришна многократно приходил на
землю в различных воплощениях, миссия
Иисуса была однократной. Реинкарнация
избавляет человека от гиперответственности
за проживаемую жизнь. С другой стороны,
вечное наказание за ограниченный период
жизни трудно считать справедливым.
Мировая история, согласно учению Кришны,
циклически повторяется: эволюция и
инволюция Вселенной чередуются постоянно,
также сменяют друг друга кальпы.
Как уже было сказано, любовь к
Богу есть очень важный объединяющий
признак этих учений. Однако различие
этой любви очень существенно. Это чувство
к Кришне может быть экстатическим.
Фактически преданный ему переносит все
свои чувственные привязанности на один
объект – Бога. Последователь Кришны
может даже выглядеть как человек, сшедший
с ума. В преданном служении можно себя
не контролировать.
Внутренняя удовлетворенность,
безразличие к страданиям других живых
существ и к своим собственным, есть
характерная особенность проповеди
Кришны. Иисус плакал об умершем Лазаре,
хотя, конечно, земная жизнь с точки
зрения обоих учителей человечества
очень напоминает странничество. Иисус
подчеркивает необходимость помощи
нуждающимся, в том числе материальной
помощи. Кришна не делает акцента на
этом.
Жизнь человека, согласно Кришне,
скорее игра по имеющемуся сценарию (что
перекликается с учением о кастах), с
точки зрения Иисуса она представляет
собой ответственной испытание.
Кришна, в отличие от Иисуса,
убивал врагов и принимал участие в
военной и политической жизни общества
в котором жил. За три года публичной
проповеди Иисус практически не затрагивал
вопросы государственного устройства,
он никак не вмешивался в государственные
дела: не поддерживал и не критиковал
их. Порядок, предусматривающий разделение
на касты, согласно Бхагавад Гите, был
создан самим Кришной, как верховной
личностью. Одна из его важных задач –
поддерживать такое разграничение людей.
Он приписывает самые дурные качества
тем, кто не принадлежит ни к одной касте.
Если Иисус – Бог добра, то Кришна
выступает как абсолют, являющийся
источником как добра, так и зла. Добро
и зло в последнем случае носят относительный
характер. Для спасения важно думать о
Кришне, причем не так важно с любовью
или с ненавистью. Согласно Бхагавад
Гите, различия между добром и злом
надуманны. Так, Кришна обманывает врагов
с целью их убийства, руководствуясь при
этом в том числе и их посмертным благом.
Кришна совершал поступки, которые можно
оценить как безнравственные, например
мелкое воровство, обман, развлечение с
чужими женами и кража одежды у них.
Однако, сам он при этом оставался
невозмутимым и неизменныи. Комментаторы
считают, что такими действиями он
старался привлечь последователей,
пытаясь быть понятным им.
Страсть, страх и смерть также
имеют первоисток в Кришне. Кроме того,
он есть азартная игра среди обманывающих.
Такого рода дурные качества Иисус с
собой никак не связывал. Они в христианской
традиции имеют исток в неправильно
направленной воле падших ангелов и
людей. Добро, с точки зрения Кришны
состоит в преданности ему (возможно
поклонение через других существ,
учитывая, что Кришна – подлинное Я
других существ) и следование долгу,
связанному с принадлежностью к касте.
В действительности, согласно Кришне,
существует лишь единство, любые различия
иллюзорны. Однако, это не означает
абсолютно полного отсутствия
индивидуальности. Так, в Шримад Бхагаватам
говорится, что умерший оказался в теле
Кришны. Хотя другие существа и находятся
в нем, но сам Кришна не существует в них.
Но он их истинное, высшее Я. Также сказано,
что другие существа пребывают в нем, но
одновременно и не пребывают в нем.
Возможно, это оставляет некоторую
возможность для существования
индивидуальности. Человеку лишь кажется,
что он сам совершает действия, это,
согласно Кришне, проявление иллюзии,
заблуждения. В этом есть глубокие
антропологические расхождения между
учениями Иисуса и Кришны. Мир, согласно
Кришне, нереален, он есть лишь проекция
человеческого ума. В этом можно усмотреть
элементы субъективизма, но, более
вероятно, что мир иллюзорен, потому что
любые различия нереальны.
- Новый Завет на русском языке. Синодальный перевод.http://files.jesus.pp.ru/Novii-Zavet-na-russkom-yazike.zip
- Коран. Перевод смыслов И. Ю. Крачковского. http://tululu.ru/txt.php?id=53490
- Бхагавад-Гита. Перевод С.М. Неаполитанского. http://scriptures.ru/bh_gita.htm
- Мистерии Бхагаваты Пураны (Песни 1-12). Неаполитанский С.М. – СПб.: “Институт практической метафизики”, 2001. - 432 с.
Все кажущиеся различия между учением Кришны, Будды или Христа на самом деле не существуют. Это как Конституции различных цивилизованных стран- в разных терминах, формах и традициях своего времени они провозглашают основополагающие принципы организации справедливого общества. Все аватары давали знания для освобождения человека от страданий ( достижения Царства Божьего).
ОтветитьУдалить