воскресенье, 19 февраля 2012 г.

Важность истории для человека (Бердяев)


В этой части  будет предпринята попытка раскрыть значение истории для человека, показать ее связь с человеческой судьбой, рассмотреть ее с аксиологических позиций.
Бердяев показал глубоко личностный, даже субъективный характер истории. Человек, согласно Бердяеву представляет собой некий ''великий мир'', то есть микрокосм, в нем содержатся все эпохи, а человек является их частью [1].
История рассматривается как трагедия, при этом признается наличие ее глубокого смысла. Причиной всех бедствий человечества автор считает людское своеволие: '' ...есть, поистине, и какое-то ложное богоборческое начало, есть нежелание принять предначертания Божьей судьбы, есть противление Богу и божественному миропорядку'' [1]. Люди противопоставляют Богу свое ''человеческое понимание справедливости и человеческое понимание правды'' [1], этим подчеркиваются ограниченные познавательные возможности человека.
История, согласно Бердяеву, не удалась, потому что цели, которые были поставлены людьми на различных исторических этапах, достигнуты не были. В качестве доказательства приводятся неудачи христианства (во все времена его существования было немало безнравственности), гуманизма (противоречия между природным происхождением человека и его высоким статусом в мироздании, потворство чувственности не очень способствовало раскрытию высших, с точки зрения традиционной морали, качеств, абсолютно не ограничиваемая свобода одного может нести опасность для другого), средневековья (хотя автор относится к нему в целом позитивно), однако, обращает внимание на то, что ''не была раскрыта настоящим образом свободная, творческая сила человека'' [1] . Таким образом, попытки создать ''Царство Божие на земле'' не были удачными. Надо сказать, что достижение совершенства отдельным человеком в принципе возможно (хотя критерии дискуссионны, зависят от системы ценностей), однако по отношению к обществу, которое состоит из людей со свободной волей, этого ожидать не приходится. Если бы люди не обладали свободой выбора, то добро и нравственность не имели бы ценности. Недостижимость идеала всё же не означает принципиальную невозможность достижения целей, которые люди ставят в свою эпоху. Если они реалистичны, то вполне могут быть достижимы. Цели и доминирующие ценности также исторически изменчивы, хотя неудачи в ходе их реализации, конечно, благоприятствуют формированию новых целей и новых ценностей.
Смысл истории, согласно Бердяеву, заключается ''не в том, чтобы осуществлялись задачи, поставленные в тот или иной ее период. Осуществление заданий истории за ее пределами как раз и обнаруживает глубочайший внутренний смысл истории'' [1]. Основные задачи истории, следовательно, неизменны и соответствуют христианскому вероучению. Выход за пределы истории, в интерпретации Бердяева, видимо означает отказ от земных целей, и подчинение человека лишь цели подготовки к загробной жизни. Тогда православная церковь, которая рассматривается Бердяевым как движущий фактор истории, перестала бы участвовать в государственных делах и политике, ее влияние на эти процессы было бы опосредованным. Факт расцвета небольших древних государств не претендующих на всемирное значение, и падения Римской Империи [1] приводит к мысли о вреде и неэффективности силового регулирования исторического, желательности естественного развития событий.
Христианство действительно включает в себя израильский и эллинский, а также римский элементы. Первый ориентирован на обустройство Земли, на материальные достижения. В то время как Новый Завет (включает эллинский и римский элементы) в основном подчеркивает временность и тщетность земных дел. Сверхисторическая цель тогда лежит в плоскости нравственности, то есть, если осуществится переход человечества от стремления к славе и комфортной жизни к более высокому идеалу, по Бердяеву христианскому, то это можно было бы считать преодолением истории. Однако, в подобное Бердяев не верит, согласно его точке зрения, историю завершит Апокалипсис. Все же подчеркивание лишь неудач истории, мысль о том, что человек использует свою свободную волю лишь во вред надо признать слишком односторонней.
Итак, смысл истории состоит в том, чтобы '' чтобы раскрылись все духовные силы истории, все ее противоречия, чтобы было внутреннее движение трагедии истории, и лишь в конце явлена была всеразрешающая истина'' [1] .
То есть, настоящий смысл истории лежит за ее пределами, при этом в качестве цели раскрытия духовных сил преподносится внутреннее движение трагедии истории. Остается вопросом, можно ли интерпретировать это как призыв ускорить ход истории, приблизить ее неизбежную развязку.
Слова Бердяева: ''Когда оно приходит не к тому, чего ждало, и начинает ощущать безвыходность круга истории, тогда человечество начинает сознавать невозможность разрешить свою задачу внутри самого процесса истории, начинает сознавать, что лишь трансцендентный выход делает историю разрешимой'' [1]. Таким образом, все исторические неудачи, провалы и бедствия, с точки зрения христианского философа Бердяева, дают позитивный эффект.
Итак, основной смысл истории, согласно Бердяеву, состоит в ее преодолении, которое выразится в улучшении нравственности и покорности божией воле, более легкое отношение к земным делам. Человеческое откровение в этом случае не будет противоречить божиему, почти исчезнут исторический динамизм и породившие его противоречия воли бога и человека. При этом, надо сказать, что сам факт покорности воле божией всё же принижает человека, его возможности, поскольку остается неясным, почему нельзя поступать нравственно по своей воле и уразумению.

Источник:
  1. ''Смысл истории'' Н. Бердяев

Комментариев нет:

Отправить комментарий